История Кото-дю-Лак началась почти 7000 лет назад. Обрамляемый водами реки Сент-Лоуренс, которая образует единственный транспортный коридор в этом районе, мыс Кото-дю-Лак представляет собой лучшее место для отдыха на природе для путешественников. На этом отрезке реки Сент-Лоуренс целый ряд сильных стремнин полностью преграждает доступ к лодкам и кораблям и заставляет путешественников искать переправу. Мыс в Кото-дю-Лак является обходным путем, который первыми использовали американские индейцы.
В течение 17 века французы, обосновавшиеся на берегах Сент-Лоуренса, стали пользоваться каноэ, типом легкого судна, которое было приспособлено для легкой переправы волоком при путешествии вверх по течению и легкого преодоления порогов при путешествии вниз по течению. Примерно на рубеже 18 века получил признание другой вид водного транспорта «батто», канадская плоскодонка– плоскодонная барка, имеющая размер, форму и грузовместимость, необходимые для относительно безопасной транспортировки больших объемов товаров. Так как переправлять «батто» волоком было весьма затруднительно, примерно к середине 18 века французы соорудили на порогах Кото-дю-Лак канал «ручей». Этот канал состоял из каменной насыпи, воздвигнутой примерно в 3 метрах от берега, параллельно ему, образуя, таким образом, мелководную, но пригодную для судоходства протоку.
Лодки, плывущие по каналу, были защищены от сильного, быстро бегущего потока близлежащих порогов. Американская Война за независимость (1775-1783) вскрыла ряд серьезных недостатков в Британской системе обороны. Западная граница колонии защищалась военными аванпостами на Великих озерах. Однако эти заставы были очень уязвимы из-за своей труднодоступности. Транспортировка вооруженных сил и товаров через реку была серьезно замедлена порогами, расположенными вверх по течению от Монреаля. В частности, сложнее всего было перебраться через пороги Кото-дю-Лак. Обходить эти стремнины можно было стороной, по внутренней территории, но это увеличивало время перевозок. Чтобы решить эту проблему, губернатор Холдиманд приказал вырыть в Кото-дю-Лак канал. Капитан Вильям Твисс, инженер высшего ранга, прославившийся как в Канаде, так и в Великобритании, был командующим инженерными войсками Британской армии.
Именно капитан Твисс был истинным зачинщиком строительства канала Кото-дю-Лак. Твисс предложил соорудить укрепленный канал как средство ускорения перевозки военных поставок на запад. Сооружение канала в Кото-дю-Лак началось в 1779 году под командованием Вильяма Твисса. Солдаты Нью-йоркского Британского Королевского полка, колониального подразделения, состоящего из лоялистов, были мобилизованы, чтобы выкопать канал в скальных породах, используя при этом примитивные инструменты и методы. Когда в 1781 году строительство было завершено, канал был более 100 м в длину и 2,5 м в ширину. Каждый из трех его шлюзов был 12 м в длину и 1,8 м в ширину, с допустимой осадкой судна до 80 см. Вместе взятые, эти шлюзы компенсировали примерно 2-х метровый перепад между верхней частью и подножием порогов. Этот канал был первым сооружением такого рода в Северной Америке.
Канал Кото-дю-Лак стал широко использоваться с момента своего открытия; за прохождение по нему лодок даже взималась плата. Тем не менее, канал был неспособен решить все проблемы, связанные с речным судоходством вверх по течению от Монреаля. В 1783 году на этом участке были построены три дополнительных канала, они расположены у поселений Фосиль, Тру-дю-Мулен и Роше-Фенду. Как и первый канал, используемый на Сент-Лоуренсе, инфраструктуры этих каналов оказали огромную помощь судоходству.